Краткая история Рима. 6 век до н.э.

Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

  • Сорок цивилизаций.
  •  

    Краткая история Рима, факты без комментария.

    (Этническая история в хронологическом порядке.)

     

    Фаза Подъем. (Молодость)

    Первый период: генераторы идей.

    6 век до н.э.

     

    Сражение, римский барельеф. Эрмитаж.(Фото Лимарева В.Н.)

     

  • Генераторы идей. (1 век от начала этнич. истории)

  • Италия 7-6 век до н.э.(Карта)

  • Древняя Италия 7 - начале 3 века до н.э. (карта)
  •  

    …600 г до н.э.

     

    Древнейшие записи на латинском языке.

     

    Надпись на золотой пряжке (пренестинская фибула), изготовление которой относят к 600 г. до н, -  древнейшее письменное свидетельство по истории Рима.

    Ручка для зеркала. Древний Рим. Эрмитаж.

    Относят к шестому веку до н.э. и «черный камень», найденный на месте древнего Форума  с плохо читаемой записью на латинском языке.

     Благодаря скупым письменным источникам, древнегреческим историкам  и археологическим данным удалось установить: в Риме начала шестого века  300 родов составляли римский народ.

    10 родов объединялось в курию, десять курий в трибу. Всего было 3 трибы, каждая из которых представляла собой племя;

    первая триба – объединение латинских родов,

    вторая сабинские рода и породнившихся с ними греков,

    третья  - этрусские племена.

    В каждом роде все его члены сообща владели землей, имели общее кладбище, общий религиозный праздник, общее родовое имя. Старейшина рода избирался всеми его членами.

    Сенат (совет старейшин)  - состоял из старейшин родов.

    Сенат собирался по куриям – так называемые «курильные комиции».

    Кроме сената существовало народное собрание. Оно собиралась по куриям. Народное собрание утверждало или опровергало предложения выдвинутые сенатом об изменении законодательства  и назначения должностных лиц, в том числе и царя.

    Собрание так же объявляло войну и принимало окончательное решение о смертной казне римских граждан.

    Выборный царь совмещал функции военноначальника, судьи и верховного жреца.

    Подобный общественный строй иногда называют военной демократией.

    Кроме родовитых граждан патрицеев (имеющих отцов) в Риме свободными людьми были плебеи, люди,  которые были захвачены во  время  военных экспедициях римскими царями и приведены в Рим для работ, но не обращены в рабство. Часть плебеев, вероятно, были выходцами из Греции, в частности, из греческой колонии Кумы. Плебеи были лишены гражданских прав,  и не имели право вступать в брак с родовитыми гражданами Рима.

    После захвата  Рима этрусками,  стали выдвигаться цари только из этрусского рода Тарквиниев.

     

    594-593 г до н.э.

     

    Реформы Салона в Афинах.

    В 594-593 года в Афинах был избран архонтом (высшим должностным лицом, обладающим законодательным правом) выходец из торговцев Солон.

    Солон, стразу после избрания, издал ряд законов заложивших основу афинской рабовладельческой демократии.

    Важнейшая из реформ состояла в том, что Солон ликвидировал долговое рабство и приказал снять все долговые камни, которые устанавливались ранее на земле должника. Крестьян, проданных за долги в рабство за границу, он велел разыскать и выкупить за государственный счет.

    Солон произвел преобразование государственного строя. До реформ вся власть в Афинах принадлежала аристократии, народ не принимал участия в управлении государством. Солон привлёк к управлению государством не только наследственных аристократов, но и богатых людей простого происхождения. Он разделил всех граждан на 4 разряда в зависимости от их имущественного положения.  Это деление влияло на службу в войсках и на возможность занимать государственные должности: граждане первых трёх разрядов могли занимать высшие должности, беднейшие же граждане имели право участвовать только в народном собрании и в судах.

    Высшей законодательной властью в Афинах стало народное собрание.  Для предварительного обсуждения законов был создан особый «Совет четырехсот».  Народ же утверждал или отвергал предложенные ему проекты законов. От народного собрания зависело также избрание высших должностных лиц.

    Суд при Солоне стал составляться из всех граждан. Любой гражданин мог сам или через посредника преследовать обидчика по суду. Солон осуществил унификацию мер и весов, провёл реформу афинского календаря.

    Реформы стимулировали торговлю и производство  не только в Аттике, но и ионийских колониях, находившихся в прямой или косвенной зависимости от Афин и повлияли на законодательную инициативу в греческих колониях в Италии и дали толчок к политическим переменам в Риме.

    560-527 г до н.э.

    Тирания Писистрата в Афинах.

     

    В Афинах общество в целом поддерживало реформы Солона, но старая знать старалась отменить или игнорировать некоторые положения закона. В обществе была напряженная обстановка. Писастрат, выражавший интересы демократических слоев населения, вооруженным путем захватил власть и установил тиранию. Писастрат стал продолжать политику Солона на поддержание мелких землевладельцев, промышленного и торгового население. Тирания Писистрата обеспечивала сохранение всех установлений Солона и обеспечили дальнейшую демократизацию Афин и зависимых и полузависимых от Афин политических образований.

     

    534-510 г. до н.э.

    Царь Тарквинии Гордый.


  • Легенды о римском царе Тарквинии Гордом (534-510 г. до н.э.).


  • Тарквиний покорил латинян  и сделал Рим главной Латинской областью.

    Упрочняя свою власть, Тарквиний  породнился с влиятельными семействами  латинских городов и приводил их к подчинению Риму. С непокорными городами он вел постоянные войны.

    Тарквиний победил народ вольсков и взял их сильно укрепленную столицу  Суэссу Пометию. Полученную огромную добычу он употребил  на строительство храма Юпитера. Для работ в храме были приглашены этрусские художники. Затем Тарквиний установил на Албанской горе праздник фрерий в честь Юпитера, покровителя латинского союза.

    В тоже время в самом Риме у Тарквиния было много недовольных  его властью, так как он не считался со знатными людьми города и  правил как тиран, не созывая на совет сенаторов.

    Восстание в Риме против тирана возглавил Юрий Брут в то время, когда Тарквиний осаждал город Ардею, главный город ритуалов в Лациуме.

    Брут созвал  в Рим, созвал народное собрание  и убедил  народ принять решение  об изгнании из Рима царя Тарквиния. Таким образом, абсолютная царская власть в Риме была отменена навсегда.

    Когда Тарквиний, узнав о произошедших событиях, поспешил в Рим, то нашел ворота запертыми. Заговорщики сообщили об отстранении Тарквиния от власти войску царя. Войско перешло на сторону заговорщиков. Тогда Тарквиний с двумя сыновьями отправился в этрусский город Церы.

    Консулами в Риме были избраны Юний Брут и Кай Тарквиний Коллатина. Новым царем был избран Сервия Туллия, с очень ограниченой властью. Фактически Рим стал республикой.

     

    524-510 г до н.э.

    Поражение этрусков от греков.

     

    Война между греками и этрусками закончилась поражением этрусков. В результате вся область Кампания, была включены в район влияния греческой колонии Кумы. Рим попал под влияние города Кумы. Колония Кумы была ионийской колонией, то есть была заселена выходцами из острова Эвбея и Афин.

    510 г до н.э.

     

    Реформы Сервия Туллия в Риме.

     

    Приемник Тарквиния - Сервий Туллия произвел реформы общественного строя.

    Эти реформы положили конец древнему родовому строю.

    Эти реформы не случайно напоминают историкам реформы в демократических Афинах, так как они осуществлялись под влиянием или  при участии ионийцев.

    Латинскик войны 4-3 в до н.э. бронза.

    Все население Рима, в зависимости от имущественного ценза, было разделено на пять классов. Происхождение (родовитость) перестала играть в Риме существенное значение.

    Главное значение стал иметь денежный, а не земельный ценз, как было до реформ.

    Плебеи стали  гражданами Рима, они были допущены к участию в народных собраниях.

    Рим, как и прежде, делился на трибы, но теперь трибом считалось не объединение родов в племя, а римские граждане, проживающие на занимаемом племенем территории. Триб - стал территориальным округом римского государства. Сервий Туллия учредил  четыре территориальных триба.

    К первому классу были отнесены самые состоятельные граждане. Они были обязаны выставлять 18 сотен конных и 80 сотен пеших воинов в полном вооружении.

    Ко второму классу…

    Наиболее бедные граждане – пролетарии, которые не имели ничего, кроме детей, не были включены в классовое деление, к военной службе не допускались.

     

     

  • Сервий Туллий.(сайт: Материал из Википедии).

  • Конец 6 века  до н.э. -  5 век до н.э.

     

    Образование магистратуры.

     

    Римом, после изгнания царя, стал управляться  избираемым каждый год народным собранием из старейшин родов – магистратура. Высшим государственным органом, по-прежнему,  считалось народное собрание.

    Структура магистратуры формировалась постепенно.

    Изначально был один, избираемый народом, глава исполнительной власти претор (идущий впереди).

    Потом в магистратуре появились другие должности: консулы, цензоры, квесторы, эдилы, квесторы,  которые в течение года  руководили работой коллегий.

    Существовали коллегии, которые отвечала за тюрьмы и полицию, чеканку монет, судопроизводство……

    Сенат выдвигал кандидатов на должности в магистратуре, должностные лица  отчитывались перед сенатом.

    Плебеи стали избирать в магистратуру народных трибунов и плебейских эдилов.

    В магистратуре, после окончании формирования в начале 4 века,  было 2 консула, 2 претора, 4 эдила, 10 народных трибунов, 4 квестора.

    Претор и консулы – главы исполнительной власти.

     Консулы - высшая гражданская власть, главнокомандующий армией.

    Преторы - отвечали за судопроизводство.

    Цензор - отвечал за списки, в которых римские граждане делились на классы и за список должностных лиц государства.

    Квесторы – заместители преторов и консулов. Они заведовали казной, вели финансовые книги, распоряжались продажей пленных и военной добычей.

    Народные трибуны – представители народа. Они обладали правом  «вето» в отношении решений магистратов и имели право  даже арестовать магистрата.

    Эдилы -  наблюдали за порядком в городе, занимались городским благоустройством, заботой о продовольствии, устройством общественных игр.

    Консул Луций Юния Брут, портрет выполнен в 3 в до н.э.

     

    509 г до н.э.

    Избрание первых консулов

     

    Первыми консулами были избраны Луций Юния Брут и Тарквиния Коллатин.

     

    508 г до н.э.

    Война Рима с этрусским городом Клузия.

     

     

    Царь города Клузия Порсена оказал поддержку изгнанным из Рима Тарквиниям, Этрусские войска окружили Рим, но, благодаря греческим войскам, были разбиты. В этой борьбе латиняне объединились против этрусков

  • Рим и этруский город Клузий.(Карта)
  •  

    «Изгнанный из Рима царь Тарквиний, опираясь на этрусков города Вейн, решил силой подчинить Рим.  Войско против римлян вел его сын Арунс.  Близ Арсийского  леса состоялось сражение, но не одна из сторон не стала победителем. Оба предводителя , Брут т Арунс , пали в единоборстве . В самый разгар сражения они бросились друг на друга и одновременно пронзили один другого. Тарквиний обратился за помощью к могущественному этрусскому городу Клузия.   Царь города Клузия Порсена  двинул свое войско на Рим и подступило к Риму, обратив войско римлян в бегство.  Римляне укрылись в городе  и разрушили перед неприятелем мост. Этруски осадили Рим.  В Риме начался голод.  Порсен убедился в решимости римлян не сдавать город и предложил заключить мир. Начались переговоры.  Римляне обязались возвратить  жителям  города Вейн  завоеванные ими прежде земли  и сдать оружие. В залог нерушимости договора Порсена  взял у них в заложники 10 юношей и 10 девушек».

    ("От Древней Иудеи до падения Римской империи по К.Ф. Беккеру» («История Древнего мира»).

  • Легенда о Сцеволе (левше) спасшем Рим от захвата его этрусками.

  • 508- 493 гг. до н.э.

    Первая латинская война.

     

    Латиняне составляли конфедерацию восьми городов, главный г. Тускул.  Во главе стоял выборный диктатор

    Почему вдруг латиняне выступили против Рима, историки не сообщают.

     Вероятно, причиной борьбы было то, что Римом управляли греки, которые захватили  Рим, установив там «демократию» по своему образцу. Опора греков были плебеи.

    Борьба латинян была не против Рима, а за изгнание чужаков (греков) из провинции Компания. Закончилась война  компромиссным миром.

    Конец 6 века.

    Элейская философская школа.


    В конце 6 века по ионийским  колониям в Италии путешествовал  философ Ксенофан Колофонский (ок. 570 — после 478 до н. э.) изгнанный из города Колофон (запад Турции) или покинувший родной город из-за персидского нашествия. 

    Ксеноф. Греч. скульптура.

    К концу 6 века философ обосновался в городе Элее (Кампания, 90 км южнее Неаполя) и создал философскую школу. Ксенофан отдавал предпочтение «мудрости», свободной прежде всего от чувственных образов.  Развил философию Ксенофан его ученик Парменид Элейский (ок. 540 - 470 до н.э.).

    Ксенофан – сатирик и полемист, ниспровергатель всех авторитетов эллинской культуры. Основное произведение – «Силлы» («Сатиры») в 5 книгах, направленное «против всех поэтов и философов» его времени, прежде всего, против Гомера и Гесиода и их антропоморфных богов.

    Ксенофан считал, что мифология — продукт исключительно человеческого воображения. Образы богов созданы людьми как их подобие, поэтому боги не превосходят людей нравственно и не могут быть предметом поклонения:

    Ксенофан считал, что усиление торгово-промышленной прослойки, по мере роста своего благосостояния  приносит пользу обществу и все больше влияет на общественную жизнь полюса.

     Ксенофан выступал против тирании, выдвинувшихся  вследсвии своего богатства и отмечал нравственное разложение из-за роскоши. В вопросе управления полюсом,  Ксенофан отдавал предпочтение интеллектуальной верхушке, как альтернативе диктатуре богатых землевладельцев.

    Парменид, ученик Ксенофана, впервые разработал понятие бытия, играющее одну из главных ролей в категориальном аппарате западной философии на протяжении всей ее истории. Движение по "пути истины" представляет собой, по Пармениду, принятие ряда философских утверждений посредством их доказательства на основе принципа тождества бытия и мышления. Свои взгляды выразил в поэме:  «О природе».  

    Эта школа оказала большое влияние на развитие греческой философии  на философские концепции Платона  и Аристотеля и далее на учение стоиков.

     

    Барельеф на саркофаге римлянена. Эрмитаж.(Фото Лимарева В.Н.)“

  • главная