ЭТРУСКИ (Археологический словарь.)
Сорок цивилизаций.
Уорвик Брей, Дэвид Трамп
Археологический словарь.
ЭТРУСКИ
ЭТРУСКИ (англ. Etruscans),
загадочный народ, в 1-м тысячелетии до н.э. населявший север Центральной Италии
(древн. Этрурия, совр.
Тоскана). Впервые они выделяются в 8 в. до н.э., отличаясь от своих
предшественников (культура Вилланова) богатством
и восточным обликом гробниц. В самый короткий срок они достигают высокого
уровня цивилизации, их торговые контакты распространяются на Грецию и Карфаген,
через альпийские перевалы — на Центральную Европу. Известны большие
города — Популония, Ветулония,
Тарквиния и Цэрэ (Черветери)
на побережье, Вейи, Клузиум
(Кьюзи) и Перузия (Перуджа) внутри страны, эти города составляли свободную
конфедерацию. Широко распространялось этрусское влияние, через территорию Рима
оно достигало Кампании на юге и долины По на севере, где в 6 в. до н.э.
был основан г. Фельсина (Болонья), а
немного позже — Мельпум (Милан) и Спина, порт в
устье р. По. Однако конфликт с кельтами на севере и Римом на юге
привел к завоеванию со стороны римлян, оно началось в 396 г. до н.э.
захватом г. Вейи и закончилось в начале
2 в. до н.э. Несмотря на исчезновение с политической карты, влияние Э. на
римскую цивилизацию продолжало оставаться огромным. Враждебное отношение
сделало тенденциозными римские источники по этрусскому вопросу. Собственные
источники Э., использовавшие греческий алфавит, могут быть транслитерированы,
но перевести с этого неиндоевропейского языка можно очень мало. Археологические
исследования также дают противоречивые сведения. Согласно одной теории,
подкрепленной авторитетом Геродота, Э. приплыли из Западной Турции, покорили
местное население (культура Вилланова) и основали
свои города в Италии. Согласно другой точке зрения, сами носители культуры Вилланова, богатой полезными ископаемыми, восприняли черты
восточной цивилизации благодаря торговле, поощряемой греческими и финикийскими
купцами. Обе интерпретации недостаточно убедительны, решение проблемы,
вероятно, должно учитывать обе точки зрения. Есть основания говорить о
небольших группах пришельцев, прибывших в Италию во 2-м тысячелетии до н.э.
Большинство данных об Э. происходит из погребений. Небольшой город Марцаботто, близ Болоньи, является хорошо исследованным
поселением. Могильники обнаруживают быстрый рост благосостояния и роскоши.
Обряд ингумации сменяет кремацию.
В больших количествах импортировалась греческая расписная керамика,
изготавливались также местные копии (например, замечательная керамика буккеро). Импорт металлических изделий стимулировал
развитие местной металлообработки, особенно производства бронзовых зеркал с
гравировкой. Близок к финикийскому характер украшений, обнаруживающий высокий
уровень развития зерни и филиграни. Проявлением этрусского гения являются сами
гробницы. Наиболее замечательны насыпи, закрывающие могильный склеп, как в
могильниках Тарквинии и Черветери (известны
разновидности, включающие простые траншейные могилы и захоронения пепла в урнах
в виде человеческих голов). Склепы часто украшались фресками с изображением
сцен повседневной жизни и мифологии, заупокойных обрядов (рис. 193). На
них можно встретить танцоров, борцов или демонов, уносящих души. Замечательной
является гробница в Черветери, стены которой покрыты
рельефами с изображением различных повседневных объектов (фото 107).
ОБ АВТОРАХ
Уорвик Брей —
преподаватель американской археологии в Лондонском университете. Степени
магистра гуманитарных наук и доктора философии он получил в Кембридже (Сент-Джонс-колледж), руководил раскопками в Англии, Италии,
Колумбийских Андах. Автор известной книги «Повседневная жизнь инков».
Дэвид Трамп — преподаватель Кембриджского университета.
Образование получил в Пэмброкском колледже, где был
удостоен степени доктора философии. Был куратором археологии в Национальном
музее Мальты. Проводил раскопки во многих странах. Автор книг «Центральная и
Южная Италия в доримскую эпоху» и «Скорба: первобытная культура Мальты».
главная