Военное искусство (военная «машина»)римлян. Авторский сайт Лимарева В.Н.

  • Сорок цивилизаций.
  • Военное искусство (военная «машина»)римлян.

    Римляне, ведя непрерывно на  продолжение нескольких столетий  войны, совершенствовались в военном искусстве, к которому имели природные склонности и достигли большого мастерства.

    Оружие  и одежда римлянина были приспособлены к рукопашному бою. Голову обыкновенного легионера прикрывал шлем или весь железный, или кожаный, окованный железом; грудь была защищена панцирем из металла или кожи.  Для отражения неприятельских копий и мечей в левой руке воины носили на ремне щит, склеенный из двух досок, обтянутый кожей и окованный по краям железом или медью. У всадников  щит  был не четырехугольный, а круглый.  Голова и грудь лошади также были защищены металлом. Стремян не было, всадник вскакивал на лошадь  при помощи меча; седлом же служила простая шерстяная попона.

    Из наступательного оружия римский солдат имел остроконечный, обоюдоострый меч, два дротика и копьё; всадники, кроме того, были вооружены кинжалами. В походе каждый солдат, наряду с этим тяжелым оружием, нес на себе свой провиант на 2 или на 4 дня, веревки, цепь, горшок и три или четыре кола, с помощью  которых можно было моментально разбить укрепленный палисадами лагерь. С этой огромной тяжестью, взваленной на плечи, солдат должен был идти в определенном порядке.  

    Со времени латинской войны римский боевой порядок состоял из трех линий. В каждом легионе было по 10 манипул - копьеносцев в первой линии, 10 манипул воинов вооруженных мечами и копьями во второй и третьей линии было 10 манипул старых опытных воинов. Опытные войны вступали в бой в крайнем случае и зачастую решали исход сражения. В манипуле, позже при Юлии Цезаре они назывались когортами, было 400-500 воинов.

    Когорты строились в три боевых линии и при этом таким образом, что вторая линия могла проходить сквозь ряды первой. В первой линии стояли четыре когорты,  а в остальных двух по три. Третья боевая линия стояла несколько поодаль для того, чтобы иметь возможность свободно перемещаться и направляться туда, где требовалась её помощь.

    Роль знамени  в древни времена играло изображение какого-нибудь животного: орла, вепря, коня или же изображение руки, венок. Со времен Мария исключительным военным знаком стал орел. Он был из серебра, с распростертыми крыльями, носили его на длинном древке. В походе, в лагере и в бою военные сигналы подавались духовыми инструментами, трубами, рожками. Передавались сигналы и с помощью высокого шеста, поднимая и опуская его, а ночью с помощью огней.

    Были у римлян и катапульты и баллисты, из них пускались стрелы и камни; одни из них метали в прямом направлении, другие описывали дугу.

    Машины больших размеров приводились в действия посредством особых механизмов, которые позволяли остроконечные бревна   метнуть на 300 шагов с такой силой, что они пробивали  прочные ограждения. Баллисты употреблялись иногда для бросания горючих материалов в города неприятеля.

    Стенобитные машины были разного вида и носили различное название. Чаще всего они состояли из длинного горизонтального бревна, висевшего на цепях или двигавшегося взад и вперед на катках.  Передний конец бревна был окован медью, часто этот конец имел вид бараньей головы. Если удавалось беспрепятственно подвести к стенам города это разрушительное оружие, то падение города становилось неизбежным.

    Когда римское войско было в походе, оно не проводило ни одной ночи, не приняв необходимых предосторожностей. По меньшей мере, оно окружало себя валом и рвом. Но в большинстве случаев оно разбивало укрепленный лагерь. Из него войско выступало в битву и в него же возвращалось  в случае поражения.

     Что касается  военной дисциплины, то главную  её основу составляло беспрекословное подчинение начальникам. Виновных в нарушениях дисциплины подвергали наказаниям, вплоть до казни. Когда целые когорты или даже легионы покидали поле битвы или поднимали возмущение, то они подвергаюсь казни не в полном составе, а выбирался по жребию каждый десятый человек и его казнили.  Это называлось децимацией.

    В войске существовали разнообразные награды. Солдаты, которые отличались в сражении особой храбростью, получали серебренные или золотые цепочки для ношения на шее. Кто первым входил на стену города  или на вал, тот получал в награду золотой венок  и имел право носить его на публичных торжествах.  Победоносные полководцы нагружались титулом императора, т.е. полководца. В Риме их ожидал великолепный триумф, зрелище, которым этот город любовался почти ежегодно, так как Рим вел бесконечные войны, прерывающиеся весьма редко.

    В соотвествии:

    «От Древней Иудеи до падения Римской империи по К.Ф. Беккру» («История Древнего мира»).  Издание рафинированное,  «Реноме» Симферополь, 1998 год.

    Примечание:  «История Древнего мира» немецкого историка  К.Ф Беккера была переведена на русский язык Н.Г. Гнедичем (1784-1833) и издана в России в 1801 году.

  • главная