Этрусски - осколок Крито-Микенской цивилизации. Этруски – учителя римлян.

Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

  • Сорок цивилизаций.
  • Этрусски - осколок Крито-Микенской цивилизации. Этруски – учителя римлян.

     

    Этруская ваза. 7-6 век до н.э. Эрмитаж. Фото Лимарева В.Н.

    "Римлян называют учителями Западной Европы. Действительно, западноевропейская цивилизация переняла от римской культуры огромное число её достижений, начиная с алфавитного письма и кончая устройством канализации. Но сами римляне имели своих учителей. Ибо у колыбели римской цивилизации стоит другая, более древняя, созданная этрусками, народом, который и по сей день остаётся загадочным.

    Символом Рима является Капитолийская волчица, вскормившая Ромула и Рема. Легендарным  основателем города считается Ромул, от чьего имени и производится само наименование Рим, вернее Рома (это мы славяне, называем его Римом). Разумеется, это лишь широко распространенный миф. Название «вечного города» дано  по реке, на которой он стоит. Ведь древнее название Тибра звучит, как Рума. Слово же это, скорей всего, происходит  из языка этрусков. Но не только наименованием, а и созданием самого города римляне обязаны своим таинственным предшественникам. Да и скульптура Капитолийской волчицы, олицетворяющая Рим, изготовлена руками этрусских мастеров, лишь позднее к ней, уже римлянами, были приделаны статуэтки младенцев  Ромула и Рема. И для нас в отличие от древних жителей Рима она приобретает иной смысл: «вечный город был основан этрусками, а затем от них, эстафету переняли римляне.

    От этрусков переняли римляне и конструкцию храмов, чьи крыши и антаблемент – часть сооружения между крышей и колоннами – украшались скульптурами и глиняными рельефами. Впрочем, порой здесь была даже не преемственность или подражание; многие прославленные храмы Рима были воздвигнуты мастерами – этрусками.

    Храм на Капитолийском холме, посвящённый Юпитеру, Юноне и Минерве, был создан по приказу  последнего царя Рима, Тарквиния Гордого, родом этруска, и его архитектура – типично этрусская. 

    Этрусскими были не только пропорции, украшения, конструкции, но и материал, из которого сделан Капитолийский храм. Наряду с камнем этруски применяли и дерево. Чтобы предохранить деревянные стены от гниения, их обкладывали  сырцовыми плитами. Плиты эти окрашивались в различные цвета. Это, конечно, предавало храму праздничный и весёлый вид.

    Учениками этрусков были римляне и в изготовлении статуй из бронзы. Как мы уже говорили, Капитолийскую волчицу отлили этрусский мастера. Не менее великолепна и бронзовая статуя химеры, найденная в одном из этрусских городов, - олицетворение злобы и мщения. Её скрытое перед прыжком напряжение передано с необычайным мастерством и реализмом. И волчица, и химера – это образцы традиционного стиля культового искусства  этрусков.

    Учителями римлян этруски выступали не только в сфере изобразительного искусства. Например, по словам Тита Ливия, им обязано своим происхождением сценическое искусство Рима. В 364г. до н. э., сообщает он,  для спасения от эпидемии чумы в честь богов были устроены сценические сцены, для чего из Этрурии были приглашены «игрецы», которые исполняли различные пляски. Заинтересовавшись их игрой, римская молодёжь также стала в подражание  этрусским «игрецам» плясать, а затем сопровождать пляску пением.

    Этрусское влияние на римлян  сказывалось не только в сфере градостроительства, архитектуры, изобразительного искусства и вообще искусства, но и в области науки. Богатые римляне направляли своих детей в Этрурию изучать «дисциплина этруска» – этрусские науки.

    … Итак, искусство и архитектура, градостроительство и водопровод, создание «вечного города» и «науки прорицания» – всё это дело рук этрусков, а не римлян их наследников. Так же, как и создание «римской» системы управления. Сами римляне признавали, что они очень многому научились у этрусков в военном деле. Искусство строительства и вождения судов было полностью перенято «сухопутными» римлянами у этрусков – одних из лучших мореходов в Средиземноморье".

    (А.М.Кондратов  «Этруски –загадка номер один»)

    «Этрусское общество возникло постепенно, путем развития малых общин в мощные группировки, где власть и богатство были сосредоточены в руках немногих избранных.  Основу политического устройства этрусского составляла система городов-государств; в точности так же организованы  в то время колонии греков и финикийцев- в управлении внутренними делами, торговлей, флотом каждый полис был самостоятелен, что касается внешней политики, то здесь сохранялась определенная автономия, хотя некоторые источники наводят на мысль, что все-таки  некая форма ассоциации, лиги или федерации этрусских городов , скорей всего имевшей  религиозно-ритуальный характер, на периодических собраниях которой  обсуждались вопросы, среди прочих, и ключевые вопросы внешней политики. В частности, можно упомянуть федерацию двенадцати городов, а именно: Вейн, Цере, Таквиния, Вульчи, Кортона, Ветулония, Популония, Вольсиний, Кьюзи, Переджа, Ареццо и Вольтерра.

    Этрусский пантеон богов чуть ли не полностью совпадал с греческим. Наряду с древними туземными богами - такими, как Валтумна, существовали многочисленные аналогий греческим богам: Апло (Аполлон), Айто (Плутон), Фуфлунс (Дионисий), почитались так же греческие герои Геракл, Адонис, Ясон.

    Своеобразием этрусских верований являлась так называемая «дисциплина» - кодекс правил, регулирующий отношения между людьми и богами; в основе которого лежали строгие правила определения знаков божественного волеизъявления путем изучения и интерпретации состояния внутренних органов животных, в особенности печени».

    (Сузанна Бертольди, комментарии к путеводителю по Музеям Ватикана. Ватикан, 2011 год)

     

    Этрусский  ковш. 7-6 век до н.э. Эрмитаж. Фото Лимарева В.Н.

     И так, в основании мощной Римской империи стояло государство этрусков. Этруски  дали толчок к развитию Рима, поэтому вполне закономерно огромные усилие учёных направленных на изучение культурных ценностей этого народа, - на разгадку письменного наследия этого народа. Для понимания истории великой Западной цивилизации весьма важно знать историю этого народа. Язык этрусков не похож не на один из известных языков народов Европы, и учёные почти единодушны во мнении, что этруски народ пришлый, и эмигрировал в районы северной Италии  где-то в конце второго тысячелетия до нашей эры - начале первого тысячелетия до нашей эры.

     Основной способ поиска родины этрусков – это поиск родственного этрусскому языку языка.  И на этом направлении уже второе столетие ученые всего мира ломают свои копья и пока безрезультатно. Ученые научились читать этрусские тексты, уже понимают отдельные слова, но по-прежнему смысл большого количества текстов известных науки пока ещё не доступен.

    Попробуем, учитывая выше сказанное, решить эту проблему, то есть сделать вывод о родине этрусков, объединив несколько источников, косвенно или непосредственно указывающих на район, откуда моли прибыть древние переселенцы в Италию.

    Первый источник: в книге А. Кондратьева указывается на схожесть языка этрусков с лидийским и их более древним родственником языком хеттов, а так же с языками древних жителей островов Эгейского моря и Кипра.

    Второй источник:  Геродот прямо сообщает, что этруски выходцы из Малой Азии, обособившаяся ветвь лидийцев.

    Третий источник: точнее, различные источники, свидетельствующие о бурных событиях  в Малой Азии в конце второго тысячелетия до н. э., которые способствовали исходу из этих областей жителе. Двенадцатым веком до нашей эры дотируют ученые опустошительные набеги греков на народы, населявшие Малую Азию к этому периоду относиться и взятие греками легендарной Трои. Кстати древнеримская мифология указывает прямо, что потомками Энея, беглеца из пылающей Трои считали себя Римляне.

     

    Четвертый источник: крупнейший немецкий историк  Теодор Моммзен, много и профессионально, занимавшийся историей Рима указывает  на схожесть,  до мельчайших подробностей, устройство древних критских общин,  описанное Аристотелем, с устройством Рима времён царей. То есть корни этрусков нужно искать в Крито-Микенской цивилизации существовавшей с 18 по 7 век до н.э.

    Пятый источник: Самым древним поселением греков (ахейцев или ионийцев) обнаружены на острове Искья (у побережья Италии недалеко от Неаполя). Там обнаружены греческие сосуды, которые датируются 14 веком до н.э.

     

    Если исходить из теории этногенеза, то наиболее вероятно, что этруски были переселенцами с островов Эгейского моря или Малой Азии, которые входили в ореол Крито-Микенской цивилизации. Эти выводы не противоречат ни одной из перечисленных выше гипотез.

     

    Суперэтническое пространство  Крито-Микенской цивилизации  распространялось не только на острова Эгейского моря, прибрежную часть Малую Азии,  Материковую Грецию, но побережье Африке, но и Италию. 

     

    Для доказательства  моего утверждения хочу предложить  Вам сравнить формы сосудов, которыми пользовались этруски в 7-6 веках  до н.э. (сосуды я сфотографировал в Эрмитаже,  Санкт-Петербург) и  сосуды, которыми пользовались в древних Микенах в конце 2 начале 1 тысячелетия до н.э. (сосуды я сфотографировал в музеи Микен, где выставляются предметы найденные при раскопках Микен, Греции.)

     

    1.Этруские  сосуды из Эрмитажа.

    Этруский сосуд, 7-6 в до н.э. Эрмитаж. (Фото Лимарева В.Н.)

     

    Этруский сосуд, 7-6 в до н.э. Эрмитаж. (Фото Лимарева В.Н.)

    2. Микенские сосуды. Музей в Микенах, Греция.

    Микенский сосуд, конец второго тысячалетия до н.э. Микены. Греция. (Фото Лимарева В.Н.)

     

    Микенский сосуд, конец второго тысячалетия до н.э. Микены. Греция. (Фото Лимарева В.Н.)

     

  • главная