Брак, семья, образование в Древнем Риме.

Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

  • Сорок цивилизаций.
  • Фамилия.

    (Брак, семья, образование в Древнем Риме.)

     

    В соответствии с работой Лидии Винничук: “Люди нравы и обычаи Древней Греции и Рима”

     

    Римский император Сетимия Севера с женой и сыном.

    Основной принцип построения римского общества – это опора на элементарную ячейку общества – семью (фамилию).

    Глава семейства – отец беспредельно властвовал в семье, и власть его в семье была оформлена законодательно. В состав семьи входили не только мать и отец, но и незамужние дочери, сыновья, их жены и дети.

    Фамилия включала в себя и рабов и все домашнее имущество.

    Власть отца распространялась на всех членов фамилии.

    Практически все решения относительно членов семьи отец принимал сам.

    При рождении ребенка он определял судьбу новорожденного; он либо признавал ребенка, либо приказывал умертвить, либо бросал без всякой помощи.

    Отец единолично владел всем имуществом семьи. Даже достигнув совершеннолетия и женившись, сын оставался бесправным в фамилии. Он не имел права владеть какой-либо недвижимой собственностью при жизни отца. Лишь после смерти отца, в силу завещания, получал его имущество по наследству. Беспредельное господство отца существовало на протяжении всей римской империи, как и право, распоряжаться судьбой близких. В поздний период существования Римской Империи от неугодных детей отцы освобождались из-за экономических трудностей и общего упадка моральных устоев общества.

    В римских семьях женщина имела большие права, так как на неу возлагались обязанности по ведению домашнего хозяйство. Она была полновластная хозяйка в своем доме. Считалось хорошим тоном, когда женщина хорошо налаживала семейный быт, освобождая время мужа для более важных государственных дел. Зависимость женщины от мужа ограничивалась, в сущности, имущественными отношениями; владеть и распоряжаться имуществом без разрешения мужа женщина не могла.

    Римская женщина свободно появлялась в обществе, ездила в гости, бывала на торжественных приемах. Но занятие политикой не было женским делом, ей не полагалось присутствовать на собраниях народа.

    Отцы семейств, как правило, и заключали браки между своими детьми, руководствуясь бытующими моральными нормами и личными соображениями. Выдавать замуж девушку отец мог с 12 летнего возраста, а юношу с четырнадцатилетнего.

    Римское право предусматривало две формы заключения брака:

    1. Когда женщина переходила из-под власти отца под власть мужа, то есть её принимали в семью супруга.
    2. Женщина после замужества оставалась членом старой фамилия, при этом претендовала на наследство семьи... Этот случай не был основным и больше походил на сожительство, чем на брак, так как жена практически в любой момент могла покинуть своего мужа и вернуться домой.

    Независимо от того, какую форму предпочитали молодые люди, браку предшествовало обручение между молодыми. Во время обручения молодые давали брачный обет. Каждый из них на вопрос, обещает ли он вступить в брак, отвечал: “Обещаю”. Жених вручал будущей жене монету, как символ заключенного между родителями свадебного союза, и железное кольцо, которое невеста носила на безымянном пальце левой руки.

    На свадьбах все дела по организации свадебного торжества передавались распорядительнице – женщине, которая пользовалась общим уважением. Распорядительница выводила невесту в зал и передавала её жениху. Передача сопровождалась религиозными ритуалами, в которых женщина исполняла роль жрицы домашнего очага. После пиршества в доме родителей проходили проводы новобрачной в дом её мужа... Невеста должна была театрально сопротивляться и плакать. И распорядительница прекращала упорство девушки, взяв её из объятий матери и передав супругу…

    Торжества, связанные с появлением нового члена семьи, начинались на восьмой день после родов и продолжались три дня. Отец поднимал ребенка с земли и давал имя младенцу, тем самым оглашал свое решение принять его в семью. После этого приглашенные гости дарили младенцу подарки, как правило, амулеты, назначение которых было беречь ребенка от злых духов.

    Регистрировать ребенка было долгое время не обязательно. Лишь когда римлянин достигал совершеннолетия и надевал белую тогу, он становился гражданином римского государства. Его представляли перед должностными лицами и вносили в список граждан.

    Впервые регистрацию новорожденных ввел на заре новой эры Октавиан Август, обязывая граждан в течение 30 дней с момента рождения регистрировать младенца. Регистрация детей проводилась в храме Сатурна, где находилась канцелярия наместника и архив. При этом подтверждалось имя ребенка, его дата рождения. Подтверждалось его свободное происхождения и право гражданства.

    Мальчика и девочку начинали обучать с семи лет. Богатые родители предпочитали домашнее обучение. Бедные пользовались услугами школ. Тогда же зародился и прообраз современного образования: дети проходили три стадии образования: начальное, среднее и высшее. Главы семейства, заботясь о получении образования детьми, старались нанять своим детям учителей греков или заполучить для обучения раба-грека.

    Тщеславие родителей заставляло их отправлять своих детей в Грецию для получения высшего образования.

    На первых этапах обучения детей преимущественно учили писать и считать, давали сведения об истории, праву и литературных произведениях.

    В Высшей Школе обучение проходило по ораторскому искусству. При практических занятиях ученики выполняли упражнения, заключающиеся в составлении речей на заданную тему из истории, мифологии, литературы или из общественной жизни.

    За границей образование получали преимущественно в Афинах , на острове Родос, где также совершенствовались в ораторском искусстве, получали представление о различных философских школах.

    В возрасте 17-18 лет молодому человеку предстояло оставить учение и пройти военную службу.

    Римляне заботились и о том, чтобы получили образование женщины в связи с той ролью, которую они имели в семье: организатор семейного быта и воспитатель детей в раннем возрасте. Были школы, где девочки учились вместе с мальчиками. И считалось почетным, если про девочку говорили, что она образованная девица. В римском государстве уже в 1 веке новой эры приступили к обучению рабов, так как рабы и вольноотпущенные начали играть все более заметную роль в экономике государства. Рабы становились управляющими в имениях и занимались торговлей, ставились надсмотрщиками над другими рабами. Грамотных рабов привлекали в бюрократический аппарат государства, многие рабы были педагогами и даже архитекторами.

    Грамотный раб стоял дороже неграмотного, так как его можно было использовать для квалифицированной работы.

    Бывшие рабы, вольноотпущенники, постепенно стали составлять значительную прослойку в Риме. Не имея за душой ничего, кроме жажды власти и наживы, они стремились занять место служащего, управленца в государственном аппарате, заниматься коммерческой деятельностью, ростовщичеством. Стало проявляться их преимущество перед римлянами, которое состояло в том, что они не чуждались любой работы, считали себя ущемленными и проявляли упорство в борьбе за свое место под солнцем. В конечном итоге они смогли добиться юридического равноправия, оттеснить римлян от управления государством.

    СЕМЬЯ В РИМЕ VII — НАЧАЛА VI В. ДО Н.Э.(сайт истфака МГУ им. Ломоносова).

  • главная