Лимарев В.Н.
Официальная пропаганда Римской империи.
Римлянин! Ты научитесь
народами править державно-
В этот искусство твоё! -
налагать условия мира...
(Вергилий «Энеида» 23 г до н. э.)
Правит Юпитер небом эфирным;
ему все царства покорны
Август владеет землёй: и отцы, и правители оба.
(Овидий «Метаморфозы» 20-е годы до н.э.)
Солнце - кормилиц! –вечное
Ты ничего не увидишь могучей
города Рима.
(Гораций «Вековая песня» 20-е годы до н. э.)
Нельзя сказать, что Август впервые применил в своём
государстве аппарат, который поддерживал бы авторитет правителя. Сколько
существовал мир, вожди неизменно заботились о своём авторитете, но при Августе
родились более совершенные формы воздействия на население. Если раньше правители
заботились о поднятии своего авторитета, рекламируя свои подвиги, свою
исключительность, и близость к богам. Но при этом их мало заботило моральное
удовлетворение простых граждан. Август же применил формулу: римлянин – это
звучит гордо, и заботился, чтобы римляне
с гордостью носили имя гражданина Римской империи.
Август,
понимая, что правитель, который не выполняет и не соблюдает изданные им законы,
- не может иметь истинный авторитет. Он считал, что нужно укреплять могущество
государство не на словах, а делом
доказывал, что он заботливый отец - отечества.
Цезарь своими действиями стремился к возвеличиванию Римской империи,
при этом, не забывая преувеличить свои
достижения. Он организовал связь с далёкой
Индией. Он сам совершил походы в Южную Аравию и Судан. Нужно сказать, поход
Августа в Южную Аравию закончился для Римского государства неудачно, римская
армия потерпела фактически поражение. Казалось,
при таком развитии событии, нужно молчать о неудачах, но Август изложил события так, что результат
экспедиции подтвердил триумф римского оружия. Он в
последствии вообще избегал неприятных упоминаний о неудаче. Не смотря на неудачу, продолжал утверждать, что своими
деяниями он покорил власти римского народа весь земной круг, что во всех войнах
на суше и на море - он всегда выходил победителем.
На территории Сирии и Палестины да, и, в других
областях подвластных Риму, Август стремился
поддерживать местных царей и правителей, которые были с римской точки зрения, его клиентами,
они часто носили родовое имя императора
Юлия и получили Римское гражданство. Свою власть они получили от императора и
титуловали себя «друзьями императора и
«друзьями» Рима. Эта дружба фактически оформила подчинение Риму, при этом не унижала достоинство местной
знати.
Доблесть, милосердие, справедливость и благочестие –
таковы были личные и общественные добродетели, которые Август хотел
продемонстрировать своему народу. Он постоянно подчёркивал, что, находясь у
власти, вел жизнь наиболее подобающую гражданину, был самым щедрым ко всем и
самым верным другом.
В религиозной сфере политика Августа вписывалось в
общую канву его политической пропаганды. Он старался демонстрировать своё
отрицательное отношение к чужеземным
суевериям, и поддерживал религию предков, повсеместно восстанавливал старые и
посвящал римским богам новые храмы, заботило об увеличении штата жрецов.
Первостепенное значение Август придавал внедрению в
сознание римлян культа рода Юлиев. На месте сожжения Юлия Цезаря был построен
храм. Здесь члены императорской фамилии, достигнув совершеннолетия, приносили
жертвы, отсюда магистраты уезжали в провинции, сюда триумфатор приносил свою
добычу, сюда возвращены от парфян римские знамёна. Особое место занял в римской
религии и культ Гения Августа. Он был включен в систему домашних богов,
покровителей дома и очага. Во время клятвы Гений Август употреблялся сразу
вслед за Юпитером Всеблагим Величайшим.
В 28 г до н.э, несомненно,
под влиянием восточных владык, Август начал строительство своего гигантского мавзолея.
Он был построен в стиле древних этрусских погребальных сооружений. Громадный
барабан мавзолея (диаметр 80 м) был покрыт земляным холмом. Где была посажена
роща; увенчивала сооружение бронзовая статуя Августа.
Эффективным средством пропаганды в руках Августа и его
правительства было изобразительное искусство. Геммы, кубки и другие подобные
изделия широко тиражировали изображения Августа как бога вместе с богиней Рима
или Венерой. На одной из герм Август показан со скипетром в позе Юпитера, рядом
с ним сидит смотрящая на него богиней Рима, у его ног орёл Юпитера, Вселенная
возлагает на него венец, Тиберий (приёмный сын – будущий император) сходит с
триумфальной колесницы, внизу пленные варвары.
Часто использовалось такое выразительное средство
пропаганды как монеты. Монеты издавна
являлись инструментом политической пропаганды, но при Августе монет
пропагандировавших деяния и намерения
Августа было выпущено большое количество. Они отражали различные ситуации,
связанные с его политической карьерой, а так же различные элементы его официальной идеологии. Они в
частности показывали Августа благочестивым сыном. Мы видим его небритым в знак
траура по Юлию Цезарю. Монеты с надписью «Марс Мститель» должны были напомнить римлянам о месте убийц Цезаря,
совершенной Августом. В ходу были и монеты, напоминающие об обожествлении
Цезаря: с надписью «Божественный Юлий» и кометой с лучами и хвостом; с головой
Цезаря с кометой с четырьмя лучами и хвостом; с храмом Юлия Цезаря с Победой на
фронтоне.
Естественно выпускались и монеты, увековечивающие
победу Августа. Не менее важны для пропаганды и монеты, на которых вместе с
Августом фигурирует богиня Мира; на них Август чествуется, как защитник свободы
римского народа. Есть монета, на которой вычеканены пашущие колониалисты, и
даже сам Август в жреческой
одежде с покрытой головой, за плугом запряженным волами. Была на монетах и
религиозная тема. На монетах фигурируют божественные покровители Августа –
Аполлон с лирой и Венера. Как символ изобилия на монетах часто фигурирует рог
изобилия; как олицетворение нравственных качеств, которые должны были присущи
римлянину. На монетах Август так же
изображается в кругу семьи.
Августом были задействованы во время правления все
доступные средства пропаганды.
Это был несравненно новый подхода к
воздействию на умы жителей.
Когда пропагандируются конкретные усилия правителя
направленные на благо своего народа, и
действия правителя наполнены конкретным содержанием. Когда правителю
небезразлична судьба нации, и отношения граждан к его деяниям.
10 Апреля 2000 г.
главная