Этнические ценности римлян.

Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

  • Сорок цивилизаций.
  • Официальная пропаганда Римской империи.

     

    Римлянин! Ты научитесь народами править державно-

    В этот искусство твоё! - налагать условия мира...

    (Вергилий «Энеида»  23 г до н. э.)

     

    Правит Юпитер небом эфирным; ему все царства покорны

    Август владеет землёй:  и отцы, и правители оба.

    (Овидий  «Метаморфозы» 20-е годы до н.э.)

     

    Солнце - кормилиц! –вечное

    Ты ничего не увидишь могучей города Рима.

    (Гораций «Вековая песня» 20-е годы до н. э.)

     

    Римское надгродие. Архиологический музей Мадрида.  Фото Лимарева В.Н.

     

    Я хочу обратить внимание читателей на то, какое большое значение уделял Гай Юлий Цезарь Октавиан Август официальной государственной пропаганде.

    Нельзя сказать, что Август впервые применил в своём государстве аппарат, который поддерживал бы авторитет правителя. Сколько существовал мир, вожди неизменно заботились о своём авторитете, но при Августе родились более совершенные формы воздействия на население. Если раньше правители заботились о поднятии своего авторитета, рекламируя свои подвиги, свою исключительность, и близость к богам. Но при этом их мало заботило моральное удовлетворение простых граждан. Август же применил формулу: римлянин – это звучит гордо, и заботился, чтобы римляне  с гордостью носили имя гражданина Римской империи.

     Август, понимая, что правитель, который не выполняет и не соблюдает изданные им законы, - не может иметь истинный авторитет. Он считал, что нужно укреплять могущество государство не на словах, а  делом доказывал, что он заботливый отец - отечества.

    Цезарь своими действиями  стремился к возвеличиванию Римской империи, при этом, не забывая  преувеличить свои достижения.  Он организовал связь с далёкой Индией. Он сам совершил походы в Южную Аравию и Судан. Нужно сказать, поход Августа в Южную Аравию закончился для Римского государства неудачно, римская армия потерпела фактически поражение. Казалось,  при таком развитии событии, нужно молчать о неудачах, но  Август изложил события так, что результат экспедиции подтвердил триумф римского оружия. Он в последствии вообще избегал неприятных упоминаний о неудаче. Не смотря на неудачу, продолжал утверждать, что своими деяниями он покорил власти римского народа весь земной круг, что во всех войнах на суше и на море - он всегда выходил победителем.

    На территории Сирии и Палестины да, и, в других областях подвластных Риму, Август стремился поддерживать местных царей и правителей, которые   были с римской точки зрения, его клиентами, они часто носили родовое имя  императора Юлия и получили Римское гражданство. Свою власть они получили от императора и титуловали  себя «друзьями императора и «друзьями» Рима. Эта дружба фактически оформила подчинение  Риму, при этом не унижала достоинство местной знати.

    Доблесть, милосердие, справедливость и благочестие – таковы были личные и общественные добродетели, которые Август хотел продемонстрировать своему народу. Он постоянно подчёркивал, что, находясь у власти, вел жизнь наиболее подобающую гражданину, был самым щедрым ко всем и самым верным другом.

    В религиозной сфере политика Августа вписывалось в общую канву его политической пропаганды. Он старался демонстрировать своё отрицательное отношение  к чужеземным суевериям, и поддерживал религию предков, повсеместно восстанавливал старые и посвящал римским богам новые храмы, заботило об увеличении штата жрецов.

    Первостепенное значение Август придавал внедрению в сознание римлян культа рода Юлиев. На месте сожжения Юлия Цезаря был построен храм. Здесь члены императорской фамилии, достигнув совершеннолетия, приносили жертвы, отсюда магистраты уезжали в провинции, сюда триумфатор приносил свою добычу, сюда возвращены от парфян римские знамёна. Особое место занял в римской религии и культ Гения Августа. Он был включен в систему домашних богов, покровителей дома и очага. Во время клятвы Гений Август употреблялся сразу вслед за Юпитером Всеблагим Величайшим.

    В 28 г до н, несомненно, под влиянием восточных владык, Август начал строительство своего гигантского мавзолея. Он был построен в стиле древних этрусских погребальных сооружений. Громадный барабан мавзолея (диаметр 80 м) был покрыт земляным холмом. Где была посажена роща; увенчивала сооружение бронзовая статуя Августа.

    Эффективным средством пропаганды в руках Августа и его правительства было изобразительное искусство. Геммы, кубки и другие подобные изделия широко тиражировали изображения Августа как бога вместе с богиней Рима или Венерой. На одной из герм Август показан со скипетром в позе Юпитера, рядом с ним сидит смотрящая на него богиней Рима, у его ног орёл Юпитера, Вселенная возлагает на него венец, Тиберий (приёмный сын – будущий император) сходит с триумфальной колесницы, внизу пленные варвары.

    Часто использовалось такое выразительное средство пропаганды  как монеты. Монеты издавна являлись инструментом политической пропаганды, но при Августе монет пропагандировавших  деяния и намерения Августа было выпущено большое количество. Они отражали различные ситуации, связанные с его политической карьерой, а так же различные  элементы его официальной идеологии. Они в частности показывали Августа благочестивым сыном. Мы видим его небритым в знак траура по Юлию Цезарю. Монеты с надписью «Марс Мститель» должны  были напомнить римлянам о месте убийц Цезаря, совершенной Августом. В ходу были и монеты, напоминающие об обожествлении Цезаря: с надписью «Божественный Юлий» и кометой с лучами и хвостом; с головой Цезаря с кометой с четырьмя лучами и хвостом; с храмом Юлия Цезаря с Победой на фронтоне.

    Естественно выпускались и монеты, увековечивающие победу Августа. Не менее важны для пропаганды и монеты, на которых вместе с Августом фигурирует богиня Мира; на них Август чествуется, как защитник свободы римского народа. Есть монета, на которой вычеканены пашущие колониалисты, и даже сам Август  в жреческой одежде с покрытой головой, за плугом запряженным волами. Была на монетах и религиозная тема. На монетах фигурируют божественные покровители Августа – Аполлон с лирой и Венера. Как символ изобилия на монетах часто фигурирует рог изобилия; как олицетворение нравственных качеств, которые должны были присущи римлянину. На монетах Август  так же изображается в кругу семьи.

    Августом были задействованы во время правления все доступные  средства  пропаганды.  Это был несравненно новый подхода к  воздействию на умы жителей.

    Когда пропагандируются конкретные усилия правителя направленные на благо своего народа,  и действия правителя наполнены конкретным содержанием. Когда правителю небезразлична судьба нации, и отношения граждан к его деяниям.

     

    10 Апреля 2000 г.

     

  • главная