Этруски,греки и основание города Рим.

Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

  • Сорок цивилизаций.
  •  

    Этруски,  греки и основание города Рим.

     

    Часть1. А.М.Кондратов  об этрусках.

     

    Римлян называют учителями Западной Европы.

    Толстый этруск.Этрусское надгробие.

    Действительно, западноевропейская цивилизация переняла от римской культуры огромное число её достижений, начиная с алфавитного письма и кончая устройством канализации. Но сами римляне имели своих учителей. Ибо у колыбели римской цивилизации стоит другая, более древняя, созданная этрусками, народом, который и по сей день остаётся загадочным.

    Символом Рима является Капитолийская волчица, вскормившая Ромула и Рема. Легендарным  основателем города считается Ромул, от чьего имени и производится само наименование Рим, вернее Рома (это мы славяне, называем его Римом). Разумеется, это лишь широко распространенный миф. Название «вечного города» дано  по реке, на которой он стоит. Ведь древнее название Тибра звучит, как Рума. Слово же это, скорей всего, происходит  из языка этрусков. Но не только наименованием, а и созданием самого города римляне обязаны своим таинственным предшественникам. Да и скульптура Капитолийской волчицы, олицетворяющая Рим, изготовлена руками этрусских мастеров, лишь позднее к ней, уже римлянами, были приделаны статуэтки младенцев  Ромула и Рема. И для нас в отличие от древних жителей Рима она приобретает иной смысл: «вечный город был основан этрусками, а затем от них, эстафету переняли римляне.

    От этрусков переняли римляне и конструкцию храмов, чьи крыши и антаблемент – часть сооружения между крышей и колоннами – украшались скульптурами и глиняными рельефами. Впрочем, порой здесь была даже не преемственность или подражание; многие прославленные храмы Рима были воздвигнуты мастерами – этрусками.

    Капитолийская волчица.

    Храм на Капитолийском холме, посвящённый Юпитеру, Юноне и Минерве, был создан по приказу  последнего царя Рима, Тарквиния Гордого, родом этруска, и его архитектура – типично этрусская. 

    Этрусскими были не только пропорции, украшения, конструкции, но и материал, из которого сделан Капитолийский храм. Наряду с камнем этруски применяли и дерево. Чтобы предохранить деревянные стены от гниения, их обкладывали  сырцовыми плитами. Плиты эти окрашивались в различные цвета. Это, конечно, предавало храму праздничный и весёлый вид.

    Учениками этрусков были римляне и в изготовлении статуй из бронзы. Как мы уже говорили, Капитолийскую волчицу отлили этрусский мастера. Не менее великолепна и бронзовая статуя химеры, найденная в одном из этрусских городов, - олицетворение злобы и мщения. Её скрытое перед прыжком напряжение передано с необычайным мастерством и реализмом. И волчица, и химера – это образцы традиционного стиля культового искусства  этрусков.

    Этреская химера.

    Учителями римлян этруски выступали не только в сфере изобразительного искусства. Например, по словам Тита Ливия, им обязано своим происхождением сценическое искусство Рима. В 364г. до н. э., сообщает он,  для спасения от эпидемии чумы в честь богов были устроены сценические сцены, для чего из Этрурии были приглашены «игрецы», которые исполняли различные пляски. Заинтересовавшись их игрой, римская молодёжь также стала в подражание  этрусским «игрецам» плясать, а затем сопровождать пляску пением.

    Этрусское влияние на римлян  сказывалось не только в сфере градостроительства, архитектуры, изобразительного искусства и вообще искусства, но и в области науки. Богатые римляне направляли своих детей в Этрурию изучать «дисциплина этруска» – этрусские науки.

    … Итак, искусство и архитектура, градостроительство и водопровод, создание «вечного города» и «науки прорицания» – всё это дело рук этрусков, а не римлян их наследников. Так же, как и создание «римской» системы управления. Сами римляне признавали, что они очень многому научились у этрусков в военном деле. Искусство строительства и вождения судов было полностью перенято «сухопутными» римлянами у этрусков – одних из лучших мореходов в Средиземноморье.

    (А.М.Кондратов  «Этруски – загадка номер один»)

    Этруский сосуд. 7-6 век. Эрмитаж.(Фото Лимарева В.Н.)

  • главная