Истоки государственного устройства и идеологии римского рабовладельческого общества. Лимарев В.Н. Авторский сайт Лимарева В.Н.

  • Сорок цивилизаций.
  •  

     Истоки государственного устройства и идеологии римского  рабовладельческого общества.

    Философия, развивавшаяся в античной  Греции, отражала  своеобразие общественной системы, в которой она возникла. Умственное движение от 7 до 4 века до н.э. может быть охарактеризовано как развитие или как путь к материалистической мыслящей науке.

     (В. Ф. Асмус).

     

    1. Древнегреческие философы определили этику Римского рабовладельческого общества.
    Платон и Аристотель. (Фрагмент картины Афинская школа. худ. Рафаэль. Музей Ватикана. Фото Лимарева В.Н.)

    В  5 в до н.э.  в промышленности на первый план выходит рабовладельческий способ производства.

    В торговле стали использоваться деньги и при возрастающих объемах торгового оборота, одним их товаров, занявших лидирующие позиции, стали рабы.

    В связи с захватническими войнами, рабы стали дешевы,  их труд стал выгоден.

    Рабы трудились в рудниках, в мастерских, использовались в домашнем хозяйстве. При демократическом управлении класс рабовладельцев распространил  рабский труд на все отрасли производства. С достижением этого успеха вскоре начался затянувшийся на столетия процесс упадка античного общества.

    Для античного  рабовладельческого общества характерно отношение к рабам как к неполноценным людям,  созданным для  тяжелой  физической работы,  при пренебрежительном отношении к  физическому труду.

    Развиваются философские доктрины, которые определяют этику рабовладельческого общества, устройств рабовладельческого государства, воспитание и эстетику свободных граждан.

    Идеологию рабовладельческого государства и фактически и его устройство в основном определи два великих мыслителя древности, это Платон  и Аристотель.  Если  Платен изначально определил, какое управление в государстве можно считать благом, то Аристотель, раскритиковав идеалистические взгляды Платона, выпустил руководящие указания по управлению государством и, по сути, определил путь, по которому стало следовать Римское государство.

    Древние римляне были знакомы с работами Платона и Аристотеля, так как изучали их труды в образовательных учреждениях.

     

    2.       Идеальное государство Платона.

     

    В сочинение  «Государства» философ Платон (427 г до н.э. – 347 г до н.э.)  разработал проект государства основанного на рабском труде с иерархией классов (правители-войны-ремесленники), с застывшим кастовым делением общества, суть которого военная диктатура.

    Это была смесь из элементов монархического, аристократического и демократического строя.

    Платон считал, что тимократия (власть привилегированного меньшинства), олигархия, демократия  и тирания не  являются идеальной формой государственности. По сравнению с идеальным государством все это  извращения формы идеального, это отрицательные типы государств.

    В отрицательных формах государства вместо единомыслия налицо раздор, вместо справедливого распределения обязанностей – насилие  и  насильственное принуждение, вместо стремления  правителей и войнов-стражей к  высшим целям общежития, стремление к власти ради низких целей, вместо отречения от материальных интересов   - алчность.

    Идеальное государство  отличается от олигархии тем, что управляют государством  ни денежные мешки, а немногие, но действительно способные люди, которые в силу своих природных задатков  и одаренности  выделены  и подготовлены  к управлению государством вследствие долгой предварительной подготовки.

    Основанным принципом идеального государственного устройства Платон считает справедливость.

    Платон после упадка « греческой демократии»  пропагандировал свое учении пронизанное ненавистью к  демократии.

    В 4 до н.э. в греческих городах Сицилийского побережья боролись между собой политические силы так называемой  «тирании», которая была переходной формой  от  старой аристократии к господству рабовладельческого демоса, и силами поддерживающими демократию.

    Крупнейшим  в то время городом в греческой Италии были Сиракузы, там власть принадлежала  тирану Дионисию.

    Платон направился в  Сиракузы, где сблизился с родственником тираном  Дионом, в котором Дионисий видел своего приемника,  и оказывал на Диона значительное влияние.

    Там он, опираясь на Диона, он  хотел осуществить свой проект  идеального рабовладельческого государства. Но планы не были осуществлены, так как Дион погиб в борьбе за власть.

     

    3.      Правильные и неправильные формы управления государством  у Аристотеля.

     

    Дальнейшее развитие  принципов  построения античного рабовладельческого общества  отражены в работах Аристотеля.

    Аристотель  скептически относится к идее построения "идеального государства Платона" и сам набрасывает проект наилучшего государства. Свой проект он  построил, изучая  реальные существующие экономические  структуры  и типы государственной власти.

    По мнению Аристотеля  для построения государства идеального не требуется революционного разрушения  существующего государства и переделки существующего реального человека. Необходимо ввести такой государственный строй, который при наличии данных обстоятельств оказался бы приемлемым, улучшить государственный строй  задача менее сложная, чем изначально установить его. Хороший законодатель и истинный политический деятель должен искать наилучшие формы управления исходя  из соответствующих обстоятельств.

    При этом хороший политический деятель  должен знать: сколько вообще имеется видов государственного устройства.

    Аристотель создает «пособие для политических деятелей», где представлены все типы государственных организаций, известные в Древней Греции.

    При этом он разделяет всех людей на два основных класса: рабовладельцев и рабов.

    Каково бы не было устройство государства, все виды управления не отражаются на рабах.

    Рабы нацело исключены  из числа членов общества, обладающих политическим правом, т.е. правом участия в государственных делах.

    Государство, состоящее из рабов, представляется Аристотелю нелепостью.

    Он обозначил две главные формы государственного устроения: демократия и олигархия.

    Демократией называют строй, при котором верховная власть находится в руках большинства, а олигархией, при котором власть принадлежит меньшинству, но это не главный отличительный признак, главным признаком является  богатство и бедность. Где правят имущие,  олигархия. Там где правят неимущие,  демократия.

    Олигархия блюдет интересы зажиточных классов, демократия интересы неимущих.

    Критерием  для определения  правильности форм государственного строя способность форму служить общественной пользе.

    Если правители  руководствуется общественной пользой, то такая форма правильная.

    При этом  возможно 6 форм государственного строя: три правильные и три неправильные:

    Правильные: Монархия, аристократия и полития.

    Монархия самая божественная, из всех форм государственного строя, если она не пустой звук, а существует реально. Монархия – вид единодержавия, который имеет общую пользу.

    Аристократия – правление немногих,  лучших,  для которых главным является благо государства.

    Полития, когда в интересах общего блага правит большинство.  В политии высшей верховной властью  пользуются люди имеющие право носить оружие. Именно в политии достижим той строй, при котором власть  в руках «среднего  элемента»,  находящимися между средними полюсами чрезмерного богатства и крайней бедности.

    Люди при крайней бедности и чрезмерном богатстве не способны повиноваться доводам разума. Люди богатые чаще всего становятся наглецами и крупными мерзавцами, люди бедные  - подлецами и мелкими мерзавцами.

    Все правильные формы управления государством могут в известных условиях отклоняться и вырождаться в неправильные,  таких – неправильных - форм существует три: Тирания, олигархия, и демократия.

    Тирания – в сущности та же монархия, но имеющая  в виду интересы одного правителя, олигархия отстаивает интересы зажиточных классов, а демократия  - интересы неимущих классов.

    Тирания наихудшая их форм управления государством.

    Аристотель относился к войне, как роду хозяйственной деятельности, искусство приобретения, так как часть войны составляет охота, охотится необходимо как на зверей, так и людей, которые по своей природе предназначены  подчинению, но не желают подчиняться.

     

    1. Божественный мировой порядок стоиков.

    Следующим этапом развития философской мысли в рабовладельческом государстве стало учение стоиков, которое определило отношение человека к государству.

    Стоицизм требует от своих последователей, энергичной общественной и государственной деятельности на благо государства.

    Стоики говорили, что при естественном стремлении к самосохранению, человек возвышается до заботы о государстве и заботе всех людей по отношению к мировому порядку в целом. При этом мудрый человек благо государства ставит выше личного блага, при этом при необходимости, не колеблясь, принесет ему в жертву даже свою жизнь. «Человек, - утверждали стоики, гражданин мира», и живет в соответствии с божественным мировым порядком.

    Общность разумных существ охватывает весь мир  и имеет естественное право  быть подчиненным  единому управлению. Различия же в управлении в отдельных государствах  это нарушение естественного миропорядка.

    В государстве же, в которое входит все человечество, нет различия в управлении, есть только нравственные различия.

    В этом государстве можно общими усилиями  аристократов достичь наивысшего правого положения, т.е. божественного мирового порядка.

    Это идеология встала воззрением римлян в эпоху образования Римской империи. И стало основой римской философии.

     

    Основной источник:

    В.Ф. Асмус:  «Античная философия»

  • главная