Вольноотпущенники стали Новыми римлянами в 1 веке н.э. или начало вырождения нации..

Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

  • Сорок цивилизаций.
  •  

    Вольноотпущенники стали Новыми римлянами в 1 веке н.э. или начало вырождения нации.

     

    Римская идилия.

    Некоторые рабы вместе с вольноотпущенниками составляли аппарат управления имением.  Использование неполноправных людей в качестве управителей  и надсмотрщиков была характерной чертой организации хозяйства  в древности; свободные люди считали для себя недостойным работать по найму у частных лиц, особенно если эта работа заключалась в надзоре за  другими. Таким образом, рабы  подчас фактически занимали положение выше свободных общинников.

    Среди богатых людей, выделившихся в провинции, особое положение занимали и особую ненависть вызывали императорские вольноотпущенники, перед которыми трепетали  не только бедные, но и богатые  провинциалы. В 1 веке многие из этих людей составили себе состояние на доносах. Пользуясь безнаказанностью, они совершали  и прямые уголовные преступления.

    (И.С.Свенцицкая.  «От общины к церкви»)

     

    Рабы и вольноотпущенники при императорском дворе становились властителями мира и в силу этого, благодаря вымогательству, хищениям и подкупам…

    В эпоху. Когда богатства вольноотпущенников вошли в пословицу, всё же только очень немногие из них могли соперничать  теми, кто служил при императорском дворе.

    Нарцисс имел самое большое состояние в древности в 400 миллионов сестерциев, Паллас 300 миллионов.

    Император Клавдий жаловался однажды на отсутствие денег в императорской казне, в Риме говорили, что он бы имел бы их в избытке, если бы оба вольноотпущенника приняли его в свою компанию.

    Владея такими огромными богатствами, вольноотпущенники императора затмевали своей пышность всю римскую знать. Им принадлежали самые великолепные дворцы в Риме.

    Этот рассвет богатства многих рабов и вольноотпущенников казался ещё более поразительным, если его сравнивали с одновременным финансовым разорением старой земледельческой аристократии.

    Бесконечно призираемые рабы становились предметом восхваления со стороны свободных и благородных. Самые знатные люди унижались перед ними, и только немногие осмеливались обращаться с ними как со слугами.

    Но лучше всего характеризует положение этих бывших рабов то обстоятельство, что они могли брать себе в супруги дочерей самых знатных и даже находящихся в родстве с императорским домом семейств в такое время, когда аристократия очень гордилась своим древним происхождением и длинным рядом предков.

    Так римские граждане, повелители мира, опустились до того, что позволили управлять собой рабам.

    (К.Каутский «Происхождение христианства»)

     

    Людей неожиданно разбогатевших в первом веке до нашей эры я назвал новыми римлянами. И вопрос, почему они появились в римской империи, решается весьма неоднозначно. Безусловно, весьма значительную роль в этом процессе играла политика императоров, подчас опирающиеся в борьбе за власть на низшие слои общества, используя ограниченных в развитии людей и подонков для создания полицейского режима и укрепления своей власти.

    Император Тиберий, сменивший на троне Цезаря Августа, – чтобы подавить всякое проявление свободной воли, создал целую систему шпионства, в людях, которые могли заниматься этим подлым ремеслом, недостатка, конечно, не было. Многие сделали из шпионства настоящее ремесло, и приобрели благодаря этому огромные состояния. Их задача была везде искать  заговорщиков против существующей диктатуры. Всякого, кто сказал или написал что-либо против особы императора, обвиняли в государственной измене и предавали казни, а имущество отбирали в казну.

    В правление следующего императора картина не изменилась. Следующий император Калигула стремясь пополнить казну, пошел дальше своего предшественника. Он казнил сенаторов при малейшем подозрении в заговоре. Он предоставил возможность рабам  доносить на своих господ. За это Калигула поплатился жизнью, – сенаторы его убили.

    Что касается Нерона, так же правившего в 1 веке до нашей эры, то он прославился, согласно сообщениям современников, своей жестокостью неразборчивостью в средствах в борьбе за власть,  при устранении  инакомыслящих.  В ходе этой борьбы Нерон убил сына Клавдия - Британика, свою жену и даже мать Агрипину. В то же время к вольноотпущенникам и к рабам Нерон относился снисходительно. Он постоянно искал поддержку у черни:  устраивал грандиозные  игры и зрелища, и производил массовые раздачи. Это, правда, опустошало казну, но он её пополнял конфискованным имуществом казненных аристократов. Таким образом, казну пополнили богатства шести богатейших землевладельцев провинций в Африке. Нерон самым решительным образом выступал против законов ограничивавшим права и возможности вольноотпущенников. Назначил особого судью, который должен был бы проводить дознания, в случаи жестокого обращения господ с  рабами, ограничил размеры гладиаторских игр.

     Император был защитником защитник  бедных и нищих т.е. «добрым императором»,  если бы мы  судили бы о деяниях Нерона не по историческим записям  грамотных аристократов, а по мнение о нем черни. Он, опираясь на чернь в борьбе за власть, уничтожал, как мог, своих потенциальных противников.

    Эта статья была  задумана не как рассказ о мерзавцев богатых и бедных. Мерзавцы существовали во все времена и существуют сейчас, и на сколько человек мерзавец или порядочный человек во многом зависит от ситуации от условий борьбы за выживаемость.

     В этой статье мне хотелось рассказать об условиях, которые привели  римское государство к положению: когда самые богатые люди в Риме стали вольноотпущенники, когда на ключевых постах в государстве были  преимущественно иноплеменники, когда торговлю в Риме всё больше осуществляли иудеи, а рабы были управляющими имениями, и успешно вели хозяйство.

    Явление это многоплановое и закономерное. Закономерное в том смысле, что закон жизни гласит, что  человек  только тогда может достигнуть совершенства и успехов в задуманном, когда он деятельно, и постоянно борется за выживание в условиях в результате жесточайшей конкуренции.

    Рим был столицей Римской империи, и все пассионарии устремляются в столицу в поисках удачи. Уверенные в своих силах и готовые к борьбе за место под солнцем они, прежде всего, испытывают жесточайшую конкуренцию со стороны подобных себе авантюристов, а уже потом вступаю в схватку с изнеженными расслабившимися, ожиревшими от безделья римскими аристократами, на стороне которых законы, деньги и власть и порой побеждают. Какими выдающимися способностями нужно обладать рабу, чтобы, изворачиваясь, угождая правящей верхушке, опутать так хозяина, что превратить его в лицо зависимое от раба.

    Расславившиеся римляне, после  завоевания ими мира, потихоньку опускаются, превращаясь в животноподобных существ, и они уже не нужны и не интересуют по большому счёту Высший Разум, дни их сочтены. Они интересует Высший Разум не больше стариков отживших свою жизнь, и потихоньку передающих свои знания и опыт новому поколению и, безусловно, накопленное имущество.

    В заключении мне бы хотелось процитировать еще раз Каутского – выдержку из его известной книги «Происхождение христианства».

    «Переселение народов, наводнение Римской империи, полчищами грубых германцев вовсе не является  преждевременным разрушением цветущей высокой культуры, оно представляла, наоборот, заключительный фазис процесса разложения умирающей культуры и начало нового культурного подъёма, который, правда, в течение целого ряда столетий совершалось очень медленно и неуверенно».

    От правления Нерона до захвата Рима германцами пройдет ещё несколько столетий, но уже в первом  веке началось уничтожение римской нации, самовырождение её, - процесс естественный и неизбежный.

    22 Апреля 2000 г.



    ПРИЛОЖЕНИЕ:

    « Отпуск рабов на волю  составлял одну из особенностей социальной жизни империи.

    Каковы причины этого явления?

    Отпуск рабов на волю способствовала, несомненно, система вывода рабов на пекулий. В качестве пекулия раб мог  получить мастерскую или лавку. До известного времени он вносил определенный налог, но в то же время скапливал средства и откупался на волю. Как вольноотпущенник он не порывал связи с бывшим своим господним, который оставался его патроном. Нередко вольноотпущенник являлся подставным лицом, через которых знатные римляне участвовали в торгах и ростовщических мероприятиях. Отпускались на волю рабы, содержание которых не представляло выгоду. Мотивы освобождения рабов были самые разнообразные, и вольноотпущенники составляли одну из заметных категорий римского общества.

    Вольноотпущенники получали права римского или латинского гражданства или приравнивались к сдавшимся на милость победителя, дети же их становились обычными свободными гражданами без особых ограничений и добивались иногда звания декуриона, а иногда делались всадниками. Большую роль имели вольноотпущенники при императорских дворах. Им поручались всякие дела в провинциях, иногда они назначались даже прокураторами.  Вольноотпущенники обслуживали даже самого императора и его семью, как это было при Коммоде,  они превращались в могущественных временщиков»

      (Н.А. Машкин «История Древнего Рима»).

  • главная