Кровавые римские забавы.

Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

  • Сорок цивилизаций.
  • Кесария. Кровавые римские забавы.

    Кесария

    Кесария, построенная Иродом Великий в угоду Риму, стала проклятым местом для иудеев. Не мог предположить Ирод Великий, что он открывает ворота завоевателям. В Кесарии, построенной в соответствии с традициями римского градостроения, обосновались греки и римляне. Обжившись на новом месте, они в пятидесятых годах начинают претендовать на полноту власти в городе.

    К середине первого века в Кессарии проживало шестьдесят процентов греком и римлян и только сорок процентов евреев, но местная власть в этом городке, как и во всей Палестине, принадлежала иудеям.

    В докладной записке сенату о положении в Кессарии министр, начальник Восточного отдела императорской канцелярии, докладывал, что в городском самоуправлении Кессарии евреи имеют большинство, что они богаты, а закон о выборах дает право голоса на основании имущественного ценза. Евреи заседают в магистрате и творят неслыханный произвол: они посылают большие взносы в Иерусалим, на храм и религиозные нужды. В докладной записке указано, что в момент образования города, построенного Иродом Великим - греки и римляне были первыми его обитателями; они построили гавань, доходами от которой Кесария теперь кормится. Кроме того в, этом город - резиденция римского губернатора, и правление в этом городе иудеев недопустимо. Кесария, от которой зависит покой и безопасность всей провинции, будет наиболее лояльна императору, если основная часть населения заслуженно получит избирательные права.

    На основании этой записки император издал закон, который был доведен до жителей Кесарии 13 мая 66 года. Согласно закону евреи теряли власть над официальной столицей страны. Греко- римское население ликовало. Гигантские статуи при входе в гавань, колонны с изображением богинь – покровителей Рима и основателей монархии, бюсты правящих императоров на углах улиц были украшены венками. По городу проходили оркестры, хоры декламаторов, в гаванях бесплатно выдавали вино, рабы получили отпуска. В Еврейских кварталах, обычно шумных, были закрыты лавки, в тоскливом ожидании погрома.

    Первое столкновение между иудеями и римлянами произошло у синагоги. Евреев охватила ярость, когда они увидели начальника греческого отряда со своими солдатами, приносящего в жертву птиц. Такие жертвы обычно приносят прокаженным. Наиболее горячие евреи пытались силой прекратить кощунственные действия. К тому моменту, когда полиции удалось навести порядок, с обеих сторон уже были раненые и убитые. После этих событий многие евреи бежали из Кесарии. События в Кесарии послужили искрой для новой масштабной партизанской войны против римского протектората. События всколыхнули всю Палестину и “Мстители Израиля” (зелоты), возглавив эту борьбу, смогли захватить власть на большей территории Палестины и в Иерусалиме. Так началась первая иудейская война 66-70 годов, которая закончилась после взятия и разрушения римлянами Иерусалима. Евреи сражались отчаянно, сопротивление римлянам было организовано во многих городах Палестины, они не сдавались на милость врагу, но силы были неравные. Более миллиона евреев отдали свою жизнь за свободу и за право жить по законам, дарованным им Богом.

    Борьба иудеев велась не только против римских захватчиков, но и против собственной аристократии, предавшей свой народ, против продажных священников, вступивших в сговор с завоевателями и предавших веру предков. При захвате и разрушении Иерусалима десятки тысяч были схвачены и согнаны в Кесарию для дальнейшей продажи в рабство. Цены на рабов упали неимоверно, евреев продавали в Кесарии большими партиями. И увозили на кораблях за пределы своей родины - в далекий Рим и северные провинции Рима, в частности Испанию.

    амфитеатр

    24 октября 70 года в честь дня рождения своего брата Доминиана, полководец Тит, разрушивший Иерусалим, на кесарийской арене устроил торжественный праздник.

    Сначала через арену прошли две тысячи пятьсот участников кровавого представления. Затем их сменили две группы евреев, которые должны были изображать защищающихся и нападающихся, инсценируя штурм городской стены. Они набросились друг на друга и стали уничтожать друг друга. Тех, кто не хотел участвовать в этой кровавой бойне, гнали в бой кнутами и раскаленным железом. Если не помогало и это, тренированные рабы добивали их в короткой схватке. Далее, уставших от однообразия зрителей, наблюдавших за уничтожением беззащитных людей, ждало более экзотическое зрелище. На пленных выпустили африканских львов и слонов из Индии. Евреев выгоняли на арену в праздничных одеждах, белых, с черной каймой и голубыми кистями. Римляне наслаждались зрелищем, когда эти плащи краснели от крови. Многих мужчин и женщин выгнали на арену голыми, чтобы зрители могли наблюдать игру мускул в процессе умирания.

    Не забыли и о юморе. Многих заставили умирать в нелепо смешных масках. У смертников стариков одну строну лица и головы обрили, а на другой оставили длинные волосы и белую бороду. Некоторых заставляли бежать в одежде из легко воспламеняющегося материала и поджигали одежду во время бега - им нужно было добежать до бассейна с водой, но и после мнимого спасения их ждала смерть.

    Много смеху вызвала и лестница, приставленная к стене, которую надо было взять штурмом. Разряженные смертники должны были влезть на нее, лестницы были смазаны жиром и люди падали прямо на подставленные копья.

    В течение двух дней на кесарийском стадионе погибли все две тысячи пятьсот евреем.

    Прошло значительное время, и амфитеатр, с которого римляне наблюдали кровавую бойню, восстановили.

    В настоящее время амфитеатр представляют экскурсантам, как произведение древнеримской архитектуры. На арене ставят спектакли. Современные экскурсоводы, рассказывающие о Кесарии, память которых избирательна, предпочитают не вспоминать и не рассказывать об этой трагедии, вероятно потому, что среди погибших не было еврейских аристократов, подержавших римлян в борьбе против своего народа.

    Я же описал эту трагедии для того, чтобы туристы, посетившие эти места, помнили о людях, отдавших свою жизнь за свободу во имя своей веры. Амфитеатр в Кесарии - памятник жертвам первой иудейской войны.

    (Использованы фрагменты из книги Л. Фейхтвангера “Иудейская война”)



  • главная