Лимарев В.Н.
Боэций – последний философ Римской цивилизации.
В 493 году, когда Боэцию было 13 лет, власть в Италии захватили остготы. Они создали в Италии королевство, во главе которого стал их вождь Теодорих. Первая встреча Теодориха и Боэция произошла, когда Боэцию был около 20 лет. Он с отчимом прибыл в Равенну – столицу государства остготов. Теодорих в своем дворце принимал знатных римлян. Его задача была прилечь образованных римлян к управлению государства. Приемный отец Боэция – глава сената представил королю Боэция.
Образованный юноша понравился Теодориху, и он назначил его министром. Вскоре Боэций стал советником короля и получил пост первого министра. Боэций активно участвовал в решении вопросов войны и мира, составлял для короля различные указы, помогал распределять денежные средства. Став государственным деятелем, Боэций не перестал заниматься философией и науками. Он хотел довести до потомков смысл учений древних, которое уже стали забывать в условиях постоянной войны и разрухи в погибающей Римской цивилизации.
Боэций пытался систематизировать античные знания в учебниках-энциклопедиях. Он написал учебники по арифметике, музыке, геометрии и астрономии. Это были не привычные для нас учебники. Например, в учебнике по арифметике излагалось философское учение о числе философа Пифагора, утверждавшего, что число лежит в основе мира. По учебнику по музыке нельзя было научиться играть не каком-либо инструменте, там излагались философские взгляды на роль музыки мироустройстве. Эти учебники, по сути, были философскими трактатами.
Тем не менее, они в средние века стали истоками для создания системы образования средние века. По учебникам Боэция в средние века учились в школах. Знание изложенного в учебниках Боэция считалось признаком образованности.
В 522 году король Теодорих, благосклонно относящийся к своему министру, он назначил его сыновей, не достигший совершеннолетия, консулами.
Несколько позже, уверенный в себе Боэций выступил перед толпой с речью в защиту римской свободы и справедливости. В частности говорил о жестоком отношении варваров к покоренным народам, призывал к милосердию.
После этой речи во дворце появилось анонимное письмо, в котором Боэция обвинили в оскорблении короля и участии с другими заговорщиками в подготовке государственного переворота. Боэция без разбирательства осудили в сенате и направили в тюрьму.
В тюрьме Боэций он закончил главный труд своей жизни: «Утешение философией».
В своем труде, в частности, он написал:
«Жажда познаний дороже любых богатств и славы. Самым важным для человека является любовь к свободе и справедливость, а так же стремление бороться за них не страшась смерти».
И обратился призывом к потомкам:
«Храбрые вперед стремитесь!
Не бессильны вы!
Преодолев горести земные,
Вы звезд достигните».
Римский сенатор ученый – философ Боэций был казнен в 524 г.
ПРИМЕЧАНИЕ:
В работе использованы фрагменты из статьи В.И. Уколова: " Философ и король".
главная