Лимарев В.Н.
Обнаженный Иисус Христос – странности раннего христианства.
Мозаики
Равенны (Италия) сохранили нам
христианское искусство в своем зарождении.
Немного
об истории Равенны.
Равенна в 402 году стала столицей Восточной Римской
империи. Там нашли приют последние Римские императоры – марионетки германских
наемников.
Равенна стала в 493 году столицей Государства остготов. Там жил до 526 года король отстгов Теодорих Великий
(470 — 526).
Теодорих
Великий исповедовал христианство арианского толка и отличался веротерпимостью.
Теодорих
Великий в Равенне построил несколько христианских церквей, где службу вели
арианские священники, и
покровительствовал христианским художникам.
Если
судить по сохранившимся фрагментам
дворец Теодориха в Равенне, его украшали
не только работы римским мастеров на религиозные темы, но и весьма светские
произведения искусства. В Равенне при Теодорихе
работала мозаичная мастерская, которая обслуживала дома богатых людей.
Хранили
богатых христиан в то время в каменных саркофагах подобных римским, укрощенных
барельефами со сценами на религиозные темы.
В
это время зародилось монументальное
христианское искусство, истоками которого было искусство Древнего Рима.
Это
искусство развитие дальнейшего не получило, так 6 веке христиане никейцы (православные) приступили к истреблению
всего что им напоминало Римскую империю, включая искусство ариан, черпавших
свое вдохновение в древнеримском искусстве.
Для
ариан Иисус Христос не был богом, в том
смысле, в котором его воспринимают
никейцы, т.е. католики и православные. Иисус Христос был сыном божье,
героем, подобным Гераклу, но в отличие от полубога Геракла, Христос искоренял
начесть не силой, а любовью и добротой, Христос
- был добрым пастором.
Теодорих
отличался веротерпимость, в том числе и к никейцам, он стремился примерить два
основных религиозных направления в 5-6 веках.
Но
веротерпимостью не отличались никейцы. Императоров
Юстиниан (527-565) взявший курс на физическое уничтожение иноверцев,
разрушивший Рим и уничтоживший огромное количество произведений римских
художников и скульпторов, поголовно
вырезавший ариан и римлян, державшихся за старую языческую веру, заняв
Равенну приказал уничтожить ту живопись в церквях, где были лики арианских
святых и Теодориха Великого. Арианские церкви
стали никейскими (православными) церквями и в них сохранилась много мозаик созданных арианами.
Созданное
арианами христианское искусство продолжало жить и мастера создававшие шедевры
продолжали создавать мозаики в христианских церквям при Юстиниане. Юстиниан,
захвативший Равенну, приказал создать мозаику посвященную ему и его жене Феодоре в базилике Сан Витали.
Никейцы
почему-то сохранили мозаику «Крещение в водах Иордана», где Христос представлен
обнаженным в арианском баптистерии (место для крещения) и православном баптистерий,
который фактически почти повторяет мозаики арианского баптистерия. Вероятно,
православный баптистерий это используемое никейцами арианское культовое
сооружение.
В
7 веке наступило время мрачного средневековья,
в Италии господствовали дикие германские племена лангобардов, города,
включая Равенну, пришли в
запустение, художников, архитекторов и скульпторов, создававших раннехристианские
шедевры, христиане-лангобарды «отправили пасти свиней», мозаичные школы
прекратили свое существование.
главная