Обнаженный Иисус Христос – странности раннего христианства. Лимарев В.Н. Авторский сайт Лимарева В.Н.

  • Сорок цивилизаций.
  • Обнаженный  Иисус Христос – странности раннего христианства.

    Крещение обнаженного Иисуса Христа в Иордане. 6 век н.э. Равенна. Православный  бабтистерий. Фото Лимарева В.Н.

    Мозаики Равенны (Италия) сохранили нам  христианское искусство в своем зарождении.

    Немного об истории Равенны.

    Влюбленные. Равенна. Мозаика 6 века. Фото Лимарева В.Н Священник. Равенна. Мозаика 6 века. Фото Лимарева В.Н

    Равенна  в 402 году стала столицей Восточной Римской империи. Там нашли приют последние Римские императоры – марионетки германских наемников.

    Равенна  стала в 493 году  столицей Государства остготов. Там жил  до 526 года король отстгов Теодорих Великий (470 — 526).

    Теодорих Великий исповедовал христианство арианского толка и  отличался веротерпимостью.

    Теодорих Великий в Равенне построил несколько христианских церквей, где службу вели арианские священники, и  покровительствовал христианским художникам.

    Если судить по сохранившимся  фрагментам дворец Теодориха в Равенне, его  украшали не только работы римским мастеров на религиозные темы, но и весьма светские произведения искусства. В Равенне при Теодорихе  работала мозаичная мастерская, которая обслуживала дома богатых людей.

    Хранили богатых христиан в то время в каменных  саркофагах подобных римским, укрощенных барельефами со сценами на религиозные темы.

    В это время зародилось  монументальное христианское искусство, истоками которого было искусство Древнего Рима.

    Христос правит миром. 6 век н.э. Равенна.  Базилика Сан витале.

    Святой Апполинарий -добрый пастырь. Мозаика 6 века. Равенна. базилика Сант-апполинаре ин классе.

     

    Это искусство развитие дальнейшего не получило, так 6 веке христиане  никейцы (православные) приступили к истреблению всего что им напоминало Римскую империю, включая искусство ариан, черпавших свое вдохновение в древнеримском искусстве.

    Для ариан Иисус Христос  не был богом, в том смысле, в котором его воспринимают  никейцы, т.е. католики и православные. Иисус Христос был  сыном божье,  героем, подобным Гераклу, но в отличие от полубога Геракла, Христос искоренял начесть не силой, а любовью и добротой, Христос  - был добрым пастором.

    Портрет юноши. Равенна. Мозаика 6 века.

    Теодорих отличался веротерпимость, в том числе и к никейцам, он стремился примерить два основных религиозных направления в 5-6 веках.

     

    Но веротерпимостью не отличались никейцы.  Императоров Юстиниан (527-565) взявший курс на физическое уничтожение иноверцев, разрушивший Рим и уничтоживший огромное количество произведений римских художников и скульпторов,  поголовно вырезавший ариан и римлян, державшихся за старую языческую веру, заняв Равенну  приказал уничтожить  ту живопись в церквях, где были лики арианских святых и Теодориха Великого. Арианские церкви  стали никейскими (православными) церквями и в них сохранилась  много мозаик созданных арианами.

     

    Созданное арианами христианское искусство продолжало жить и мастера создававшие шедевры продолжали создавать мозаики в христианских церквям при Юстиниане. Юстиниан, захвативший Равенну, приказал создать мозаику посвященную ему  и его жене Феодоре в базилике Сан Витали.

    Никейцы почему-то сохранили мозаику «Крещение в водах Иордана», где Христос представлен обнаженным в арианском баптистерии (место для крещения) и православном баптистерий, который  фактически почти повторяет  мозаики арианского баптистерия. Вероятно, православный баптистерий это используемое никейцами арианское культовое сооружение.

     

    Крещение обнаженного Иисуса Христа в Иордане. 6 век н.э. Равенна. Арианский  бабтистерий.

    В 7 веке наступило время  мрачного средневековья, в Италии господствовали дикие германские племена лангобардов, города, включая Равенну,  пришли в запустение,  художников, архитекторов  и скульпторов, создававших раннехристианские шедевры, христиане-лангобарды «отправили пасти свиней», мозаичные школы прекратили свое существование.

    Шествие волфов за путиводной звездой. Равенна. Базилика Сант-Апполинари  Нуово. Мозаика 6 века. Фото Лимароева В.Н.

  • главная