Об упадке нравов у римлян в 5 веке глазами
писателя-христианина Сальвиана.
Источник: «О мировосприятии божьем»,
работа
христианского писателя Салавиана, жившего на рубеже 4-5 веков(род. в 390 г., умер, по одним, в 484, по другим, в 492 г) в Галлии (г Марсель).
Я бы
сказал, что почти все варвары, которые принадлежат к одному племени и
имеют одного короля, связанны друг с другом, почти все римляне преследуют
друг друга.
В
самом деле, каждый гражданин у нас ненавидит другого гражданина. Все далеки
друг от друга если не местом, то сердцем, и даже объединенные одним домом,
разъединены мыслями. Родственники не чтят уз родства.
Кто
считает себя обязанным быть милосердным? Кого не казнит благополучие
другого? Кто не считаетчужое
счастье своим несчастьем? Кому хватает своего счастья настолько, чтобы
желать счастья другому?
Другое
зло, которое чуждо варварам и привычно римлянам, заключается в том, что
они разоряют друг друга налогами. Большинство обирается меньшинством,
общественные подати обратились в частную добычу, так ведут себя не только
высшие чиновники, но и всякая мелочь, не только судьи, но и подчиненные
чиновники.
Чиновники
радуются и гордятся свои званием, подобно тому, как воры радуются и
торжествуют, когда их считают более ужасными, чем они на самом деле. Ни
один человек не ускользнет от алчности этих воров.
Никто
не считает себя в безопасности, за исключением тех, кто во власти и стоит вне
грабежа. При таких условиях безопасен тот, кто имеет силу ставить другого
в опасность.
Кто
поможет страждущим и бедствующим, если даже служители Господа не имеют сил
сопротивляться насилию негодяев? Они не только не боятся и не уважают слов
священника, но по своей необузданной гордыни презирают его, и потому те,
которые могли бы говорить молчат, пока не трогают их самих.
Подвергаясь
грабежу, многие римляне, даже имеющие хорошее воспитание, ищут убежище у
врагов римского народа. Они не могут выдержать варварской бесчеловечности
у римлян. Они предпочитают привыкнуть к варварскому быту, чем переносить
жестокую несправедливость римлян. Они предпочитают жить свободными под
именем рабов, чем рабами под именем свободных.
Некогда
имя римского гражданина не только высоко ценилось, но и дорого покупалось;
теперь же его отвергают и от него бегут, настолько оно считается
презренным и даже почти ненавистным.
Римляне
в Галлии и Испании стараются стать варварами на месте, перестают называть
себя римлянами.
Страсть
к театрам и цирковым кровавым зрелищам ведет к всеобщей апатии, лености,
тупоумию, духовной смерти. Город Трир трижды был разграблен варварами,
страна усеяна трупами и почва насыщена кровью; и вот жители Трира
обращаются к императору с просьбою... о защите и помощи? Нет: они просят
театральных зрелищ. Почтенные старцы, не смотря на грозящую им гибель, становятся
рабами собственных наслаждений. И были правители города, оборжавшиеся,
раскисшие от пьянства, с безумными возгласами, с головокружением от
разгула, полностью потерявшие рассудок…
В
городах преобладают два порока – алчность и пьянство, достигшее таких
размеров, что однажды отцы городапокинули пирушку только тогда, когда враги были внутри стен города.
Сил у них не было защищать город, хватало сил только на то чтобы пить. Бог
показал ясно показать, почему они гибнут; даже в момент перед бедствием они
вели ту же самую жизнь, которая привела их к гибели. Никто не говорит, что
этот город погиб от нашествия варваров, ибо смерть этого народа наступила
раньше, чем их гибель от варваров.
Нет
разницы между поведением пожилых и молодых людей. Нескромность в
разговоре, легкомыслие, роскошь, склонность к пьянству делают их похожими
друг на друга.
Того
кого миновала смерть после нашествия варваров, стали влачить жалкую жизнь,
они погибали от болезней и суровых холодов. Оставшиеся в живых не
оказывали помощь терпящим бедствие. Смерть являлась в тысячах различных
видах. Везде валялисьвперемешку
трупы мужчин и женщин брошенные на съедение собакам. Тяжелый запах от
гноившихся мертвых тел увеличивал смертность между живыми; смерть дышала
смертью.
Опустошение
страны варварами не было настолько велико, чтобы не было никакого средства
поправить дела. Но в разграбленных провинциях обнаруживается упадок нравом
больше, чем расстройство имущественного состояния. Римляне больше враги
самим себе, чем внешним неприятелям, они сами довершают собственное
разорение.