МИТРАИЗМ Книги писателя Лимарева В.Н.

 

МИТРАИЗМ

  • Религии мира.
  •  

    Рождение Митры из скалы. Рельеф 2 века н.э.

    В последние века до н. э. в эллинистическом мире получила распространение религия, связанная с культом Митры – митраизм. Особой популярностью она пользовалась в пограничных провинциях, где стояли римские легионы – Митра почитался богом, приносящим победу: сохранились остатки многочисленных святилищ-митрейонов (вблизи римских лагерных стоянок). Значительную роль в распространении митраизма сыграли рабы и беднота, которых культ привлекал тем, что провозглашал равенство среди посвященных в него и сулил блаженную жизнь после смерти.

    С конца II в. римские императоры стали покровительствовать культу Митры.

    Митра – древне-иранский мифологический персонаж, связанный с идеей договора, а также выступающий как бог солнца. Митра упорядочивает, организует землю и жизнь на ней; гарантирует устойчивость и согласие между людьми; охраняет страну от раздора и несчастья, если в ней чтут договор, и разрушает страны и наказывает врагов, если они нарушают договор, служат лжи. Митра объединяет людей, помещает их на их собственное, правильное (т. е. в соответствии с правилом, законом выбранное) место, защищает страны в зависимости от выбора правильного места по отношению к Митре и уничтожает те страны, которые отказываются от этого выбора и бросают Митре вызов. Один из наиболее интересных эпитетов Митры – «выпрямитель линий (границ)», что не только намекает на возможную примиряющую роль Митры при спорах о границах, но позволяет, очевидно, восстановить его более древнюю функцию – царя-жреца, принимающего участие в ритуальных измерениях, которые подтверждают следование универсальному закону, правде. Митра исполняет роль посредника, различает добро и зло, правду и ложь. В этом смысле Митра – божество, определяющее морально-нравственную границу.

    Митра – устроитель не только социального, но и природного космоса. Он связан с водами, с солнцем, он хозяин широких пастбищ и наполнитель вод, благодаря ему идут дожди и вырастают растения, он «дающий жизнь» и «дающий сыновей». Он распределяет жир и стада, делает удобным и благоприятным существование, обеспечивает собственность истины, исполняет мольбы и просьбы. Митра обеспечивает домами, женщинами, колесницами, богатством, счастьем, телесным здоровьем, комфортом, потомством. На одной из стадий развития образа этого божества он приобрел некоторые другие функции: стал причастен к войне, к разрушительным, недружественным действиям, даже к убийству (таков, например, мотив убийства быка, ставший своего рода символом митраической мифологии к западу от Ирана). С ним стали связывать ночное небо (одежда Митры иногда изображается как звездное небо), глубину и тайну.

    Обращает на себя внимание чрезвычайная легкость усвоения культа Митры за пределами Ирана (особенно в Римской империи и, в частности, в военной среде) и посвященных ему ритуалов, митраических мистерий. Строились ритуальные сооружения (митрейоны, где совершались особые мистерии, доступные только посвященным мужчинам; они состояли из жертвоприношений, культовых трапез и пр.), широко распространились изображения и скульптуры, мотивы и сюжеты, связанные с Митрой. Особую популярность Митра приобрел у римских легионеров от Евфрата до Рейна; в римской крепости Дура-Европос Митру почитали одновременно с Юпитером, в других случаях отождествляли с Зевсом.

    По материалам энциклопедии «Мифы народов мира».

  • главная